Интервью Юлии Харитоновой для журнала Piano Форум (полный текст, июнь 2016)

Об авторах

Материал доступен без регистрации

В сфере профессионального фортепианного исполнительства существует тема, которую избегают как педагоги, так и сами пианисты. Реальность профессии такова, что физическая усталость и хронические боли в руках и спине, «переигранные руки» и профессиональные заболевания – это проблемы, с которыми, так или иначе, сталкивается большинство пианистов разного уровня – от студентов училищ и вузов до концертирующих артистов.
Интервью Юлии Харитоновой для журнала Piano Форум (полный текст, июнь 2016)

В некоторых европейских столицах существуют специализированные центры помощи музыкантам, в ведущих консерваториях США и Великобритании в учебные программы консерваторий входят специальные телесно-ориентированные практики, помогающие музыкантам поддерживать хорошую физическую и психологическую форму. И это абсолютно оправдано, ведь в основе игры на музыкальном инструменте лежит, прежде всего, движение. В России данное направление только начинает развиваться, хотя необходимость в поддержке музыкантов-интсрументалистов назрела давно. В частности, с конца прошлого года начал свою работу первые в России Центр поддержки профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской, который организует регулярные курсы повышения квалификации и мастер-классы музыкальных психологов, остеопатов и терапевтов  для педагогов и исполнителей в Москве.  
О большой пользе маленькой паузы, бережном отношении к себе, о творческой свободе, жизни без боли и радости в профессии рассказывает Юлия Харитонова – сертифицированный терапевт по реабилитации и восстановлению движения, преподаватель соматического движения, руководитель направления интегративного восстановительного движения Медико-гуманитарного института дополнительного образования и единственный специалист по методу Фельденкрайза в Москве, работающий с музыкантами.

Беседовала Светлана Елина

Юлия, в отличие от Америки и Европы, в России метод Фельденкрайза только набирает популярность. Каковы основные принципы метода, и чем он может помочь людям, в особенности, музыкантам, в ежедневной работе?

– Если говорить сразу о сути метода Фельденкрайза, в нем используется сенсорная осведомленность (что я чувствую, когда двигаю тем или этим), стимулируется интеллектуальное и умственное развитие, улучшается движения или творческие навыки. Метод основан на поиске удобных новых схем движения, которые гармоничны по  своей физической структуре (в обход боли). И новые движения становятся максимально эффективными, делаю практически всю телесную работу легкой, здоровой. Чтобы лучше понять это, нужно начать с природы движения. В идеале движение состоит из двух частей: это начало движения – до результата (сыграть музыкальное произведение),  и затем – расслабление. Возьмем пример из природы: гепард разгоняется и либо ловит, либо не ловит добычу, и отдыхает – т.е. замедляется и расслабляется. Посмотрите «В мире животных»: звери всегда ложатся, чтобы расслабиться. У людей психика организована по-другому: у нас включаются психологические процессы при достижении цели – например, жажда большего результата, при отсутствии результата – чувство вины, грусть или еще что-нибудь.другие чувства. Поэтому человек не может расслабиться, и остаточное напряжение начинает накапливаться, причем после каждого движения, и довольно с раннего возраста. Получается следующее: человек делает некое движение, получает какой-то результат, оценивает его и на этапе оценки остается много напряжения, из которого начинаются следующие движения.

– То есть каждое новое движение начинается из все большего напряжения?

– Верно. И  чем больше, например, за время одного музыкального занятия человек повторяет одно и то же движение, тем больше остается остаточного напряжения. В результате, он играет сначала с 0 до 100 % эффективности, потом от 20 до 100% , дальше меньше, в результате – с количеством повторов эффективность занятий резко падает.

А дальше встает другой вопрос: где остаточное напряжение может зафиксироваться? Физически в мышцах и нейронных связях мозга.  Ментально – в структурах ума. Если даже очень примитивно представить мышцы, это много мышечных волокон: какие-то из них остались сокращенными, какие-то расслабились. Остаточное напряжение сохраняется как сокращение в мышцах. И дальше до спазмирования – один шаг остался. В какой-то момент сокращение наступает с такой силой, что фаза расслабления (удлинение мышц) не наступает вообще.

– У танцоров это называется «забитость мышц», а у пианистов – «переиграть руки».

– Да, это то самое! И с этой привычной забитостью мышц, ничего бессознательно сделать нельзя. Сесть на диван и расслабиться просто не получится, потому что мозг сохраняет память о сокращенных мышцах. Мозгу кажется, раз мозг помнит только короткие (сокращенные) мышцы, запоминает это напряжение как норму. Чтобы научить мозг снова удлинять  мышцы, понадобится специальная работа.

То, чем мы занимаемся на занятиях по восстановлению и усовершенствованию движения – синтез различных дисциплин, зарекомендовавших себя с самой эффективной стороны. Интегративное движение-  это современная немедикаментозная телесная восстановительная терапия, взявшая за основу Метод Фельденкрайза. Интегративное движение - это синтез методов Фельденкрайза, Бодинамики, идеокинезиса, знание биомеханики тела и  Body Mind centering. которые выросли из многолетних исследований  человеческого движения. Эффективность данной методики во всем мире зарекомендовала себя в высочайшем качестве положительных результатов работы:  в 95 % случаев острой или хронической боли результат освобождения от боли был достигнут в короткое время. Биодинамика является сложной и развивающей системой, основаной на современной неврологии и последних исследованиях в науке о движении (биомеханике) и достижениях педиатрии и бодинамического анализа тела. 

И здесь я возвращаюсь к Вашему вопросу. Первое, почему Метод Фельденкрайза взят как основа обучения Биодинамике – метод использует сенсорную осведомленность (что я чувствую, когда делаю что- либо), стимулирует интеллектуальное и умственное развитие, улучшает движения и творческие навыки. Метод основан на поиске удобных новых схем движения, которые гармоничны по  своей физической структуре. И новые движения становятся максимально эффективными и удобными, грациозными. Метод Фельденкрайз дает нам много способов привести мышцы в нормальное удлиненное расслабленное состояние , и много вариантов работы с разными группами мышц от шейно- плечевого отдела до любого другого, вплоть до стоп, которые позволяют  каждый раз сбрасывать полностью напряжение, и гармонично выстраивать мышцы –  например, между правой и левой половиной тела, между верхом и низом. Таким образом, ощущение расслабления, из которого можно начинать следующее действие – это самое малое, что может дать этот метод.

Второе, почему метод Фельденкрайза взят за основу занятий Интегративным движением и благодаря чему ему, буквально, нет равных: каждое движение последовательно может быть улучшено. Почему? Предположим, человек делает какое-то движение. В Фельденкрайз- практике мы используем паузы и наблюдение, поскольку мозг, экономя собственную энергию, во время пауз обсчитывает более экономичную, удобную траекторию для следующего движения. Таким образом, используя вместо избыточных повторений, паузы, наблюдение и анализ, ваш результат, за счет внутренней работы мозга, будет улучшаться во много раз. Эффективность движения возрастет, когда оно происходит точно, плавно, по удобной траектории.  Приведу недавний пример из того, что мне рассказывали музыканты с последнего семинара: они буквально стали осознавать силу нажима на клапан флейты за счет замедления, и каждый раз звук получался чище и тоньше, потому, что они могли нормировать нагрузку на палец, не предоставляя избыточную нагрузку. Осознанность движениям можно придать и при нажиме на клавиши фортепиано.

– Да, здесь прямая аналогия. К слову сказать, у многих учеников долго сохраняется привычка старательно «вжимать» клавиши, уже после взятия звука, а это совершенно лишняя работа, то самое избыточное напряжение, о котором Вы говорите.

– Да, совсем не нужно использовать силу. Нам гораздо важнее точность движения и нормирование  нагрузки. Например, мышцы-разгибатели накапливают очень много напряжения. И вы это хорошо знаете, потому что от нагрузки за инструментом у нас устают не мышцы живота или груди, а спина. И плечи.

Если посмотреть на тонус мышц вдоль позвоночного столба, то природное напряжение в мышцах поясницы или шеи накапливается , не позволяя телу быть нормально подвижным. Когда статическое напряжение в шейно- грудном или поясничном отделе закрепляется (в виде блоков или спазмов), тогда тело позволяет нам  делать только очень ограниченные по амплитуде и разнообразию движения. Как правило, теперь каждое движение сопровождается болью. 

Наша первая задача почувствовать, а не сделать как передаётся импульс от первого намерения движения через все тело. Следующее движение после паузы можно начать немного медленнее и ещё более плавно. Можете ли вы последующее движение делать легче и более плавно чем предыдущее? На самом деле любое движение должно быть распределено вдоль всей мышечно- костной системы равномерно. Причем, прелесть занятий в том, что не нужно обсчитывать это умом, потому что во время паузы, мозг, экономя собственную энергию, сам это делает. Как компьютер, которому поставлена задача: как можно сделать это движение проще, лучше, мягче. Достаточно поставить эту задачу словами и мыслями, и мозг произведет эту работу. Но для этого ему нужно спокойное состояние, то есть пауза, когда нет посторонних шумов в виде других движений.

– Как музыкант, к счастью, уже знакомый с Фельденкрайз-занятиями, скажу, что я воспринимаю этот метод как работу с телом и с мозгом, и эта взаимосвязь движения и сознания отражает суть музыкантской работы над произведением. Мне вспомнился рассказ моего научного руководителя профессора Московской консерватории М.С.Старчеус, которая рассказывала, как занимался Михаил Плетнев: она жила в соседней комнате в общежитии и  каждый день слышала, как он играл какой-нибудь сложный пассаж, затем делал паузу, и потом, играл еще раз. Он никогда не повторял что-то по многу раз и не играл по многу часов подряд. А это виртуоз, которому нет равных. И, получается, метод Фельденкрайз объясняет механизмы эффективности такой работы.  

– Моше Фельденкрайз развил идеи, заложенные академиками русской школы до Революции – русским академиком, физиологом И.П.Павловым, психофизиологом Н. А. Бернштейном, исследователем Л. С. Выговским, многими другими выдающимися учеными. В основе Системы движения положил осознанное действие через принцип обратной связи: я совершаю движение –получаю некий результат – делаю паузу- пробую новое движение. Во время паузы (это может быть небольшая пауза), мозг наблюдает, обработает информацию, корректирует движение и сбрасывает паразитические, лишние напряжения, тогда  получается новое улучшенное действие с учетом коррекции. 

– Большая польза маленькой паузы.

– Огромная польза! Более того, у всех людей, особенно часто у музыкантов, сформировались привычки тела, часто с детства – в процессе постановки руки, занятий за инструментов в определенной позе. Когда есть неправильные привычки тела, просто выключить, «расслабить» гиперактивную и напряженную мышцу недостаточно.  Это только часть задачи. Иногда нужно включить то, что не работает. Например, мышцы вокруг лопаток, о которых вы, возможно,и знали когда-то, а может и нет. Где там находиться спина? Спину не видно, ее сложно пощупать, как понять, работают ли эти мышцы? И тогда  включается третий принцип, согласно которому метод Фельденкрайза  может быть полезен. Когда преподаватель (или в личной терапии – терапевт- преподаватель)  дает своей рукой обратную связь путем прикосновения к нужной зоне (Юлия кладет руку на мою левую лопатку – Прим.авт.) и дополняет новым опытом ваш диапазон движения. Например, говорит: вот край лопатки — подумай о нем, и попробуй плечо поднять не сверху, а подними его краем лопатки вверх, думай про край лопатки, чувствуй здесь и поднимай. Тогда, уверяю Вас, будут работать и другие мышцы. Мы будем поднимать плечо  не только верхними пучками трапециевидной мышцы, которая вздергивает плечи, зажимая шею, а поработаем совершенно другой группой мышц: мышцей, поднимающей лопатку; ромбовидными мышцами, грудино-ключично-сосцевидной мышцей. И даже включим межреберные мышцы, продольные мышцы спины. Участвует целый набор мышц пояса верхних конечностей и спины, и это принципиально другой механизм: легкий, удобный и неутомительный для рук.

– Вздернутые плечи – одна из самых распространенных недостатков, если не сказать дефектов, в постановке рук, особенно заметно это на сцене…

– Здесь мы напрямую сталкиваемся еще с одной  проблемой у музыкантов, и у всех людей, которая заключена в том, что у нас срабатывает  рефлекс  испуга. То, что плечи поднимаются – это показатель защитной реакции тела, который наступает в результате действия рефлекса. И его-то как раз учить не нужно, потому что этот рефлекс заложен в нас от сотворения мира. Что делает  человек, когда хочет защититься? Поднимаются и заворачиваются внутрь плечи, голова выдвигается вперед, чтобы защитить горло, грудина сжимается, защищая сердце, напрягается живот и мышцы пресса, чтобы уберечь внутренние органы, и весь корпус наклоняется вперёд, поскольку сокращаются мышцы-сгибатели, напрягаются внутренние бедра, колени сжимаются, напрягается зрение, становясь туннельным. А мышцы- разгибатели спины, соответственно, растянуты, застывают в растянутом положении (спереди в сжатом, а сзади в растянутом положении). Рефлекс включается автоматически, мы не можем это контролировать. Этот инстинкт сработал раз, два, затем он становится нормой. И плечи забывают, как опускаться, становятся поднятыми и сутулыми. Расслабление не наступает совершенно, потому что спазм становиться хроническим.

И вот они – пианисты, буквально «свернутые» над клавиатурой, а о том, как могут дрожать колени на сцене у пианиста лучше непосвященным людям вообще не знать. Это страшное дело.

– Да, напряженные эмоции вызывают тремор, потому что музыканту же еще и стоять нужно, и сидеть, а нет сил. Рефлекс испуга тянет тело в предельную закрытость – в позу эмбриона,  и тогда его мышцы, пытаясь стоять или сидеть прямо, при сильном страхе борются с тем, что,  наоборот их тянет к земле. На каком КПД при этом пианист играет – вообще не понятно. От  всего многообразия таланта без напряжения, возьмем за 100% у каждой конкретной личности, человек играет на 1/10 своего таланта, а остальное занято борьбой с собственными мышцами, страхами, паническим мышечным состоянием. И представляете, насколько общий уровень таланта мог бы вырасти, если бы хотя бы  на половину добавить (освободить) таланта каждому?

Это возможно?

– Да.Занятия в нашей группе интегративного движения по методу Фельденкрайза здесь не просто помогает, результаты начинают быть заметны с первого занятия. Тело не обманешь: либо оно начинает испытывать удовольствие, либо нет. Ты ложишься на коврик,  начинаешь делать очень маленькие бережные движения, очень спокойные и очень заботливые по отношению к себе,  и тело говорит: да, может быть, я всю жизнь этого ждало, чтобы меня не дергали, а позволили мне двигаться в своем ритме – и тогда начинают происходить чудеса. Оно разворачивается как цветок, кровь наполняет мышцы как положено, очищается лимфа, свободно функционируют все внутренние органы, без сжатия.

– И можно уже думать о музыке спокойно.

– Если телу спокойно, из этого состояния можно творить. Где же взять энергию для творчества? Мы переходим в зону, когда разговор идет уже не только о спазме пальцев или о перенапряженном запястье. В спазмированных мышцах, конечно, сконцентрировано огромное количество энергии. Но речь о том, что во время войны со своим телом невозможно творить, можно только выполнять задачу или действия любой ценой. Война характеризуется посылом - любой ценой! Мы за ценой не постоим. С надеждой на то, что когда-то война закончится, в конце концов, и вот тогда мы, наконец, отдохнем и заживем. И может быть, где-то там, тогда, будем творить. Но без специального обучения мир внутри так никогда и не наступает, а в состоянии войны с собственным телом нельзя творить. И эта жизнь превращается в миф, борьбу с собой и окружающими. Можно закончить войну  и начать созидать в состоянии мира.

– Юлия, Вы, наверное, даже не представляете, насколько точно Вы, не будучи музыкантом, сформулировали внутреннее ощущение, тот персональный ад, с которым живут многие пианисты и концертирующие музыканты. У многих, даже известных пианистов, даже температура поднимается перед концертом от такого стресса. 

– Я 15 лет назад начала вести групповые занятия, а это тоже своего рода выступление. И когда на тебя смотрит группа  из 20-30 человек, хорошо бы говорить им правду, и для этого ты должен знать, как работать с собственным напряжением и как избавиться от собственных волнений и страхов. Поэтому когда я поняла, что испытываю страх, мне это очень не понравилось, я поняла, что с этим надо что-то делать. И первое, что я начала делать – я изменила структуру собственного дыхания. Одним из признаков страха является либо задержка дыхания, либо дыхание  в верхней части грудной клетки, которое у животных, например, используется только в момент атаки или бегства, то есть в состоянии величайшего стресса (выброса адреналина) включается  грудное дыхание – то есть все, что выше солнечного сплетения. Здоровое животное, так же как и любой маленький ребенок, дышат животом; у детей всегда мягкие животики, грудная клетка, конечно, поднимается, но она не ведущая. На тот момент я много занималась йогой (у меня  есть профессиональные сертификаты) и знала азы дыхательной практики, но помогли мне занятия методом Фельденкрайза,  а также упражнения из биомеханики и визуальные упражнений из ИДЕОКИНЕЗИСА  (это визуализация неких движений в теле). Обычно на своих занятиях я предлагаю очень действенный цикл из пяти полуторачасовых занятий, посвященный снятию напряжения с диафрагмы, которая, как известно, буквально делит наше тело пополам. Результаты по опыту вокалистов и духовиков получаются превосходные.

Я очень часто вижу, что музыканты, особенно пианисты, играют как бы верхней половиной тела, а нижней будто не существует. Они не отдают вес в опору на нижнюю часть тела, когда сидят. И совершенно не позволяют своим бедрам быть свободными, не дышат животом, а дышат только верхушками легких. Это очень сильно не дает им укорениться, заземлиться и взять силу от низа своего тела. Работа с выстраиванием здорового  дыхания позволяет очень быстро снять стресс.  Достаточно двух-трех-пяти занятий, чтобы решить этот вопрос. Причем заниматься можно везде: в самолете, перед выступлением, в автомобиле.

– Понятно, что нужна систематическая работа, но все-таки, можно привести пример упражнений, которое читатели бы сразу смогли попробовать?

– Да, очень просто. (Начинаем вместе делать упражнением – Прим.авт..)Достаточно сесть поудобнее и почувствовать, что ты не всеми бедрами уселся на стул, а только ягодицами (именно так пианисты сидят на своем стуле) и можно положить одну руку на низ живота, а вторую на грудную клетку, чтобы самому себя не обманывать и сначала просто почувствовать, что дыхание есть, может быть, и там и там, а может быть только в груди. Потом можно убрать руку с грудной клетки и оставить руку на животе и перевести дыхание в брюшное. Сначала делать это сознательно, очень мягко, пусть надувается живот, и дыхание поступает в нижний отдел, а на выдохе покидает вас. Вы заметите, что очень мягко, удлинив вдох немножечко и также медленно выдыхая, где-то на третий-четвертый вдох, постепенно начнет успокаиваться психика. Более того, вы, возможно, захотите придать себе чуть-чуть больше подвижности, потому что за фортепиано нужно сидеть долго и часто неподвижно. Тогда Вы можете во время вдоха слегка прогибать поясницу вперед, таз будет перекатываться, а вовремя выдоха подавайте поясницу немножко назад, и воздух будет полностью Вас покидать. Таким образом,  вы будете покачиваться на области таза и вовремя вдоха голова сама будет подниматься немного вверх . А вовремя выдоха поясница будет скругляться и голова идти немножко вниз, расслабьте взгляд, и позвольте ему следовать за головой. Во время вдоха будет легкий прогиб, а вовремя выдоха, происходит небольшое скругление спины. Мягкое движение, очень плавно, очень спокойно, как будто бы в какой-то жидкости, в воде. Вы стоите в воде и слегка покачиваетесь, а потом сделайте небольшую паузу, не нужно ничего делать. Опустите руку, которую Вы держали, и понаблюдайте, как  мышца за мышцей начнут расслабляться спина, что-то в грудной клетке, и бедра станут более тяжелыми. И Вы почувствуете больше опоры на таз. В этот момент действительно ничего не нужно делать, ни о чем специально думать. После того как Вы отдохнули, попробуйте снова подышать животом, если нужно. Снова рука на область пупка или чуть ниже, и снова вдох в живот и наблюдайте, как воздух на выдохе медленно  покидает корпус снизу  вверх. Во время вдоха пусть сначала наполняется живот, потом середина грудной клетки, потом область ключиц. А на выдохе наоборот: освобождаются ключицы, солнечное сплетение и живот. И это такая плавная пульсация, и на выдохе Вы освобождаетесь, а затем, чтобы не удерживать спину, возможно имеет смысл откинуться и буквально прикрыть глаза на долю секунды –это очень быстро. Перед выступлением имело бы смысл немножко провести в таком режиме, ну может быть меньше, чем пять минут. Конечно, если есть возможность,  лучше делать это лежа на коврике или полотенце. Потому что здесь мы все-таки работаем с гравитацией, а в положении лежа нет работы с гравитацией. Там пол - наша опора и не нужно ничего держать. И, уверяю вас, этих пять минут дадут больше Вам в плане отдыха, чем кофе, чем прогулка, чем закрытые глаза, чем отдых в кресле, потому, что мы все равно все время движемся. Мы  никогда не бываем в покое и лучше использовать это движение на благо себе. 

- Действительно, очень приятное ощущение. Мне оно знакомо, поскольку мы делаем эти упражнения на занятиях, и меня каждый раз удивляет, сколь эффективны могут быть такие простые движения. А ведь это так непривычно пианистам: мы же привыкли перерабатывать, установка – чтобы сыграть на 100 % на сцене, нужно быть готовым на 200% - это привычный посыл, в результате происходит огромный перерасход энергии. То, что говорите Вы – очень обнадеживает.

– Я вижу противоположную ситуацию у своих клиентов. Например,клиенты не-музыканты, которые приходят ко мне на прием, показывают очень быстрые результаты: как только спадает первый стресс, у них появляется дополнительная энергия, и они начинают творить с удивительным постоянством – начинают писать картины, петь в хоре, танцевать. И я полагаю, что у людей одаренных этот эффект многократно усиливается: раскрывается талант и возможности, появляются способности к импровизации и умение раскрыть суть того, ради чего они пришли в эту профессию. Освобождая движение, музыкант начинает играть всем телом, и вся высвободившаяся от излишнего напряжение энергия становится ему доступной.И появляется множество степеней свободы. Но для этого нужно замедлиться.  

– Что значит замедлиться?

– Предположим, музыкант отрабатывает какое-то произведение, и он может сыграть полторы минуты из шестиминутного произведения. Лучше было бы сыграть эти полторы минуты несколько раз по тридцать секунд, то есть разбить на более маленькие отрезки и делать паузы между ними. Сыграл, сделал паузу. В это время   не нужно судорожно думать, не нужно перекладывать спички, отсчитывая количество проигрышей. На специальных группах я предлагаю в первую очередь исследование своего движения.Различение- вот что нужно прежде, чем что- то менять. Нам требуется понять свои телесные ограничения: оценить, в каких частях тела есть движение, а где движения нету. Какое это движение: плавное или ступенчатое. Это можно сделать только во время медленного и маленького по объёму  движения. Мы начинаем с наблюдения и различения. Не с максимальной скорости Игры на инструменте или максимальной Силы, которая нам сегодня доступна, а с маленького движения - чтобы почувствовать: как мы это делаем? Тогда появляется шанс изменить движение в сторону легкости, удобства, естественности, грации. Во время паузы. Для этого нужно сделать несколько дыханий, опустить кисти рук, выпрямиться, и во время паузы мозг скорректирует путь, поправит то, что нужно, снимет напряжение. И из этого состояния снова сыграть.

– Может ли музыкант самостоятельно отслеживать излишние напряжения и корректировать их? 

– Если мы недостаточно опытны, мы не можем отследить, что и как именно напрягалось и расслаблялось во время музыкально-исполнительского движения, поэтому как правило не можем дать  точной команды. Для этого и существуют занятия: научить тонкости восприятия и управлению собственным телом и отпускать излишние труднозаметные и привычные напряжения определенным комплексом движений. Но, предположим, если  человек сидит за инструментом, тогда ему достаточно просто задать себе вопрос: могу ли я в следующий раз сыграть легче?  Даже если какие-то исполнительские сложности не будут даваться сразу, достаточно поставить мозгу более простую задачу: могу ли я сделать это легче, могу ли я это сделать это более бережно по отношению к себе?

Достаточно поставить этот вопрос, начать играть, и после паузы оптимальное решение найдется придет само?

– Да, конечно, это же разговор с самим собой, мы же понимаем человеческую речь, слава Богу. Преподавательское «Послушай,  а ты можешь более плавно опустить руку?» ничем не отличается для нашего мозга от мысленного вопроса самому себе.  Научившись этим принципам, человек  может  сам себе помогать в любой ситуации: музыкальной, не музыкальной. Но в музыкальной особенно. Это тот же принцип обратной связи, о котором мы говорили.  Но не нужно абстракций: ставить себе задачу – как сыграть более талантливо, не надо, мозг не поймет, а вот «легче» -поймет прекрасно.  Делаете паузу и ждете. Кому-то нужно одно-два дыхания; если вы очень напряжены и чувствуете, что зажаты – сделайте три-четыре глубоких дыхания, но это короче, чем 220 повторений, в любом случае. Это занимает 30 секунд, меньше, чем горит светофор.

Юлия, Вы ведете занятий специально для группы из музыкантов: в ней есть пианисты, вокалисты, артисты разного возраста. Расскажите об этой группе. Как появилась идея занятий, и, возможно, есть какие-то общие проблемы для музыкантов разных специальностей и результаты в целом?

– Все началось с момента школ повышения квалификации, которая была организована Центром поддержки профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской. Некоторые из участников  просто потребовали продолжения занятий, поскольку это оказалось очень эффективным. Это группа еженедельного формата, она допускает присутствие с любого занятия. Все начинается, конечно, с плечевого пояса, далее руки, шея, освобождение кистей — мы уже много для этого сделали. Есть прекрасные результаты у детей,  других участников, в частности перестали болеть руки у молодых пианистов настолько, что их преподаватели сказали, что они симулировали боли весь этот год. У девочки с спецшколы после первого же занятия пошли руки, и она очень хорошо отыграла в конкурсе. Мама юной пианистки звонила мне после каждого занятия, рассказывала, что напряжение ушло, и депрессивное состояние осталось в прошлом. Освобождение происходит, и настолько быстро и эффективно, что люди быстро забывают о прошлых проблемах и  ставят уже совершенно другие задачи. Конечно, клинический персональный прием никто не отменял, и в клинике, где я веду приемы, я работаю с конкретными проблемами в индивидуальном порядке. А с сентября мы запустим программу, «Профессиональное  здоровье музыкантов: воттановление и усовершенствование движения» в Медико-гуманитарном институте повышения квалификации. Это будет курс для профессионалов в музыке – педагогов и исполнителей. История занятий с музыкантами началась гораздо раньше, с достаточно известных лиц. Приходили музыканты из оркестров с разными проблемами: перекошенные плечи, больные руки и запястья, головные боли, одышка, спазм горла, сколиоз, приводящие к профнепригодности. Но все это можно поправить!  Тем более что в группе мы используем еще и метод бодинамического восстановления. 

– Расскажите об этом методе?

– Он связан с возрастным аспектом: те важные движения, которые мы разучили в детствам и они  сохраняются в теле на всю жизнь. Например, движение разгибания, поворота. Давайте поясним.  У кого-то были добрые родители, у кого-то жесткие и строгие. Возможно, дети получали слишком много ответственности, и не знали, что с этим делать, испытывая чрезмерное напряжение. Если же им запрещали слишком много, тоже накапливаются мышечные проблемы: мышцы могли не включиться, остаться слабыми и пассивными. В мышцах, как в книге, все записывается, к сожалению. Взять, например, грудные мышцы, отвечающие в теле как за умение сказать «нет», оттолкнуть, так и сказать « мне нужно!», подтянуть что-то к себе (Показывает движением – Прим.авт.) Если они не «включены», не работают, слабенькие, то человеку будет очень сложно и отказаться от излишней нагрузки,и получить то, что по праву кажется справедливым. Гонорар, например. Бывает очень сложно взять, как будто тело не позволяет. Что бы ни  говорила теория эволюции по Дарвину, мозг управляет мышцами, а не наоборот. Поэтому если мозг просто не умеет «взять», то в физическом плане человек не сможет добиться своего, как будто бы он недостоин, мало работал, или просто «не сейчас, а когда-нибудь позже».

Получается обратная связь: обучая тело, мы обучаем мозг, и  происходит  определенное  психологическое балансирование?

 Да, особенно если учесть, что есть такое понятие в телесно-психологической парадигме, как «здоровое послание». «Да, ты можешь взять», или  «да, ты можешь отказать» или масса других, которые в телесно-психологической работе называются «здоровое родительское послание». Эта методика освобождения от зажимов и спазмов входит в профессиональную программу, когда мы уделяем на такие телесные задачи много времени. Без страхов легче жить, легче, поверьте, а на чисто механическом уровне существует огромное количество сбалансированных  цельных комплексов движений, которые последовательно включают нужным образом мышечные цепи. В теле снимается напряжение не в отдельно взятой мышце, а целиком перестраивается вся мышечная цепь. Тут нужно, конечно, прояснить что такое мышечная цепь.

Я думаю, что ни для кого из музыкантов не секрет , что не бывает отдельно работающей руки, например. Это очень легко проверить в теле даже при отсутствии движения. Если человек подумает о том, чтобы стоя, например, или сидя поднять правую руку, и понаблюдает за тем, как меняется мышечный тонус в левой ноге и левом бедре, он заметит, что в это время левая стопа начинает больше упираться в пол, внутренние мышцы бедра начинают быть в тонусе. Поэтому бессмысленно лечить руку, или отдельно взятое колено, нужно восстанавливать всю мышечную цепь, которая где-то перенапряжена, а где-то ослаблена. И вся прелесть цельного занятия в классе или персональной сессии в том, что выстраивается здоровое движение во всей цепи, то есть во всем теле.

У каждого свой вес тела, свои параметры, своя сила, свои интеллектуальные способности и особенности правой и левой стороны тела. И невозможно сказать, на сколько миллиметров нужно точно поднять руку, чтобы получилось мягко. Мы можем только заметить, что поднимая руку, в какой-то момент она начинает двигаться ступенечками, неравномерно. И тогда мы говорим: может быть, мы сделаем передышку? И мозг, замечая на маленьком движении, как сделать плавно, амплитуду потом корректирует и увеличивает согласно вашему весу и возрасту. Индивидуально для каждого это  происходит само. В этом весь принцип построения занятий в принципе:сделай движение медленно, понаблюдай, различай, отпусти лишнее, и начни делать более усовершенствованные движения. Просто пауза, тогда мозг произведет нечто!

– Сколько нужно заниматься дома, после групповой работы?

– Меня всегда удивляет, когда люди говорят, особенно начинающие, после первого занятия «Как здорово!», а потом, когда спрашиваю, занимались ли они дома на неделе, говорят - времени не было. Не нашлось пяти минут? Чем же, оказывается, так были заняты? «Ой, я так старался заниматься на инструменте,  так старался». Можно меньше стараться, можно излишне вырабатывающееся напряжение отпустить прямо сейчас – не потом, не завтра – сейчас. Всего лишь нужно лечь на пол и, например, слегка приподнять кисть, после паузы снова поднять кисть и опустить, и Вы заметите как начнет расслабляться кисть, предплечье, плечо. Невысокое движение, очень маленькое, и сделать паузу: пусть рука полежит, одно дыхание или два, Вы в это время прислушиваетесь, что происходит с Вашим телом: это же целое путешествие! 

– Да, я бы сказала, это очень гуманно по отношению к себе.

– В этих занятиях вообще очень много заботы,  это все – про свободу от боли с любовью. Возможно, раньше никогда не было времени услышать себя или заметить, что тяжело. Все семь лет учебы в музыкальной школе, училище, плюс еще консерваторское образование, все эти годы нужно было только одно: быстрее, сильнее, мощнее, «ты должен», «нет, ты должен», и бесконечная нагрузка с повышением труда. Но у организма есть предел, приходит боль, усталость, заболевания. Сначала вы ограничиваете себя в поездках, потому, что тяжело долго сидеть,  потом начинаете ограничивать себя в действии, потом ограничивать себя во сне потому, что  не можете спать из-за напряжения, а потом уходите со сцены, потому, что нет сил, и таких примеров немало! И к сожалению, этим не заканчивается. Существуют разные иллюзии: что где-то существует врачи и волшебные таблетки, добрые массажисты, что можно удачно выйти замуж, и тогда муж обо мне позаботиться, или «уйду к другому преподавателю, который будет читать мои мысли». Все это иллюзии. В реальности не существует человека, который может вам помочь лучше, чем Вы сами, никто! Ни родители, ни семья, ни дети. Только вы сами можете себе помочь.

Есть ли ограничения или особые рекомендации при занятиях техникой Фельденкрайз?

– Не нашлось ни одного человека, кто не смог бы к концу занятия освоить нужные движения – любого возраста, любой телесной конфигурации, не нашлось. Были и очень пожилые люди, были и маленькие дети. Не было ни одного, кто бы не улыбался в конце занятия, кто чего-то не смог сделать. Потому что все очень просто и эффективно. Каждое движение добавляет тебе энергию. Однако важно понять, что если дело дошло до хронической боли, то первые занятия могут быть сложными. Почему? Если уже что где-то болит, значит, что-то вас защищает: в теле есть так называемые компенсации (если рука болит, то что-то ее удерживает, чтобы она совсем не отвалилась). Как правило, если болит с правой стороны рука, то слева будет компенсация. И когда человек начинает снимать напряжение, то, что было слишком включено, чтобы как-то поддерживать функцию, начинает ощущать боль, потому что приходит расслабление. Иногда мне звонят и спрашивают, почему вдруг стало болеть плечо: это нормально, и это пройдет.  В таких случаях нужно индивидуально решить, что с этим делать дальше. Занятий Фельденкрайз-метода – это не магия, не волшебный талисман. Это много открытий и здоровья через познание своего тела. Поэтому понадобиться терпение, придется что-то делать дома, потому если ничего не делать, то до следующего занятия тело привычно включит старые наболевшие напряжения и действия, и начинай сначала. Нужно учитывать, что есть момент обучения и есть момент преодоления. Нужно потратить время, чтобы наладить связь с телом, если вы его никогда не слушали: эта связь есть всегда, просто наше огрубевшее восприятие не может ее уловить. Важно внимание, важно доброжелательное к себе отношение: ну, хорошо, я сейчас не слышу, но завтра я опять поделаю движения и услышу. Это происходит очень быстро, связь между мозгом и мышцами налаживается, и тогда начинается самое интересное. Мы все состоим из лопаток, плеч, бедренных костей, таза, мы все одинаково скроены, люди любой расы. Анатомический состав у нас одинаков, просто нужно учиться им пользоваться. Нам дан космолет, а мы его как утюг используем.

– Сколько нужно заниматься дома, в перерывах между занятиями в группе?

– Не нужно заниматься дома полтора часа, как на уроке. Занимайтесь пять минут. Иногда спрашивают – можно десять? Можно! Пока нравиться, пока хочется. Есть прекрасный комплекс, который создан для того, чтобы быстро сбросить напряжение, его можно делать в поезде, в самолете, во время долгих путешествий, прогулок. Есть комплексы для глаз, есть комплексы для расслабления челюстей. Когда мы начинаем делать движения, сначала кажется, нам надо расслабить руки; как только немножко расслабляются руки, мы можем заметить, что ребра сильно напряжены, и на следующем занятии мы начинаем двигать ребрами и делать упражнения и движения для ребер. И люди замечают, да, в верхней части тела стало легче, но я чувствую шею, и тогда следующий урок будет посвящен шеи и согласованности шейного отдела и головы. А когда все тело расслабилось, можно почувствовать, что у вас глаза крайне напряжены, и мы делаем упражнения для глаз. Потому, что упражнения для глаз работают с глубинной мускулатурой вокруг позвоночника (участвуют паравертебральные мышцы), мышцы шеи очень глубокого залегания. Восстановление происходит постепенно, и оказывается, когда ты расслабляешь глаза, расслабляется заодно спина и нижняя часть тела. Оказывается, мышцы таза были очень сжаты и «я буквально не чувствовала, что я сижу». Кроме того, напряженные мышцы таза не давали нормально функционировать кишечнику, и как следствие, были проблемы с пищеварением. Паттерн испуга также приводит к варикозному  расширению  вен. И как только мы расслабляем таз, многие говорят – «я не чувствую стоп, на носочках едва хожу», и мы работаем со стопами. То есть все связано. Поэтому программа для профессионального здоровья музыкантов, которая начнётся с сентября и сейчас разрабатывается, построена на опыте огромного количества людей и имеет продуманную методическую последовательность. 

Юля, очень хочется, чтобы жизнь заиграла другими красками, хочется не только делать свою дело хорошо, но еще и радоваться в профессии. Подскажите, с чего начать?

– Я желаю всем знакомиться с управлением своим телом и сознанием безотносительно внешних обстоятельств: нет лучшего вложения времени, чем в себя самого. Вопрос освобождения от боли решается, и довольно быстро: это как от минуса дойти до нуля. Но есть еще и от нуля вверх, в большой плюс. Это совершенствование движения, когда я могу сделать свою творческую работу более легко, более изящно, более игриво или виртуозно. Уникальным образом исполнить произведение, с удовольствием готовиться к конкурсу, блестяще пройти его, выразить в произведении сложные душевные переживания, а мои тело, руки и ноги мне в этом помогают. То есть  решаются ваши исполнительские задачи и появляется стойкий вкус жизни под знаком « Я могу!». Да, пианисты, действительно, долго сидят за инструментом. Но уже на первом уроке интегративного движения можно научиться снимать напряжение с плеч. А потом оказывается, что вы можете плавно перемещаться за роялем, использовать всю силу и энергию своего тела. Вы научитесь после  концерта быть свежим, правильно восстанавливаться .  Всегда можно найти время, чтобы уединиться и быстро снять оставшееся напряжение: покатать голову например, чуть-чуть подвигать таз, подвигать руками и через пять минут быть отдохнувшим, а через десять продолжать отдыхать с друзьями после концерта, поехать куда-то. Жизнь превращается в захватывающее путешествие, когда открываешь в себе все лучшее,  и мгновенно сбрасываешь напряжение. Самое главное, все это можно и нужно освоить.

Все - возможно?

– Да, все возможно!

 

Последние статьи

Про шею

Про шею

Знаете, что чаще всего начинает беспокоить первым у современного человека? Это боль в шее. Ее мне называют причиной визита очень часто и в любом возрасте.

Читать дальше

Ваша новая жизнь совсем близко, стоит только захотеть!

Если у вас остались вопросы, мы с радостью на них ответим.

Звоните:
+7 (903) 216-68-58
Пишите:
info@felden.ru