Анти-упражнения для старших и мудрых

Об авторах

Материал доступен без регистрации

Для большинства пожилых людей, вхождение «в возраст» это время нарастания физического дискомфорта, жесткости и усталости. Ежедневные дела – такие как подъем по лестнице или поход в булочную становятся более и более сложными. Для противодействия процессам «угасания» физических возможностей тела, часто пожилым людям рекомендуют традиционные виды упражнений для развития мышц, растяжки и гибкости.
Анти-упражнения для старших и мудрых

Чем старше мы становимся, тем обычно становимся умнее. По мере старения, более эффективное использование наших тел, становится более важным, чем когда-либо ранее. Мы должны улучшить качество и легкость движений, нашу координацию, чувства баланса, контроля и комфорта. В определенном возрасте, мудрость нашего тела начинает подсказывать нам, что стало слишком сложно сотрясать наши кости, перенапрягать наши мускулы и вообще, делать вещи, которые мы раньше делали усилием воли и перенапряжением физических систем тела. С другой стороны, наша культура предоставляет совсем немногое для того, чтобы помочь нам научиться уменьшать стрессы при одновременном более эффективном использовании эффективности движений в приятном и комфортном стиле. Поэтому, людям в 5о, 60, 70 лет не кажется естественным начать исследовать и учиться новым формам движения.

Для большинства пожилых людей, вхождение «в возраст» это время нарастания физического дискомфорта, жесткости и усталости. Ежедневные дела – такие как подъем по лестнице или поход в булочную становятся более и более сложными. Для противодействия процессам «угасания» физических возможностей тела, часто пожилым людям рекомендуют традиционные виды упражнений для развития мышц, растяжки и гибкости. Польза и эффект такого подхода не только кажется действенным и очевидным, но и подтверждается современными исследованиями. Но традиционные формы упражнений неизменно вызывают ощущения перегрузки, усталости и потери сил, которые плохо переносятся людьми старшего возраста. Семидесятилетняя женщина с явно выраженными дегенаритивными процессами в мышцах и костях обычно достаточно плохо переносит упражнения на растяжку и работу с весом.

Тело младенца и его возможности очень сильно отличается от него же в пять лет, в подростковом возрасте и, например, в 40 лет. И тем не менее, большинство людей на протяжении всей своей жизни продолжают упорно оставаться в рамках одних и тех же паттернов движения, которым он самообучились в период между рождением и тем моментом, в который человек решает, что он умеет делать то, что он делает достаточно хорошо, чтобы делать это регулярно – например, ходить или бегать и т.п. Если позже человек занимается спортом, то все его тренировки будут в дальнейшем основываться на том, как он уже умеет двигаться, без серьезного подхода к тому, чтобы изменить эти начальные умения, так что успех в спорте при этом приписывается одаренности и тяжелой работе, а совсем не мудрому пониманию того, как можно использовать возможности тела более эффективно.

Если человек движется по жизни, используя те навыки и привычки, которые он получил в возрасте трех лет, то согласитесь, не удивительно, что эти нейрофизиологические паттерны могут стать не эффективными и даже вредными для изменившегося с возрастом тела. При этом, чувствуя, что имеющиеся паттерны теряют эффективность, мы не можем придумать ничего лучше, чем работать больше и упорнее над тем, чтобы развивать их. И мы пытаемся это делать без учета тех знаний по возможным альтернативам, изменениям на соматическом уровне, о которых многие из нас имеют хотя бы минимальное представление.

Методика «Интегративного движения» предлагает другое применение существующих динамических моделей для моторного обучения и моторного управления телом. На этих уроках, участники оживляют детский опыт обучения тела организации и контролю движений – включая все аспекты взаимодействия с окружающим миром и наиболее эффективным методикам движения в этом мире. Метод предлагает инновационную и впечатляющею программу обучения движению, которая способна быстро развить у вас легкость движения, гибкость, расслабленность и быстроту реакции быстрее и глубже, чем любые из традиционных физических упражнений.

«Осознавание через движение», как определил его М. Фельденкрайз, это отличный курс обучения осознанию того, как мы движемся. Доктор Фельденкрайз систематизировал процесс «обращения внимания» - редкий и крайне важный элемент для роста и развития. Уроки основываются на предположении, что правильное движение это движение с минимальными усилиями и что большинство людей обучены двигаться неправильно – то есть прикладывая для этого больше усилий, чем требуется. Таким образом, эти уроки приводят к осознанию базовых привычек нашего движения, вызывающих перенапряжение и стресс и далее – к систематическому приучению тела к менее напряженному движению.

Например, когда большинство людей, особенно пожилых, совершают движения для того, чтобы перейти из лежачего положения в сидячее, неважно на кровати или на полу, они напрягают мышцы грудины и шеи. Урок обучения начинается таким образом с того, что преподаватель предлагает студенту сесть, осознавая как он их напрягает, где находится центр этого напряжения, а затем, формирует новый паттерн движения для уменьшения этого напряжения. Вместо многократного повторения движения вставания, студент исследует различные варианты этого движения и может выбрать наименее энергозатратный.

На наших занятиях для групп старшего возраста, слушатели знакомятся с мягкими и бережными уроками М. Фельденкрайза, переработанными и адаптированными методами Биодинамики. Результаты обычно превосходят даже ожидания опытных тренеров. Большинство участников как правило, убеждены в том, что ограничения их движений это результат возрастных изменений. Они приходят на занятия, имея собственные твердые убеждения о неизлечимых болях, возрастных изменениях и ограничениях подвижности. Говоря проще, они приходят на занятия с идеей «потренировать» их ограниченные тела для того, чтобы получить хотя бы минимальную дополнительную силу и гибкость для продолжения того образа жизни, которую они ведут, но продолжения с теми же представлениями о собственном теле, что и раньше. Вместо нагрузки, растяжки и преодоления, они получают разнообразный арсенал ненапряженных, интересных движений, которые просто делать и которые, что более важно, изменяют их представления о собственных телах.

Изменения были заметны сразу, на первом же цикле. На первом занятии многие не могли лечь, а тем более встать без посторонней помощи, лежание на спине на ровном полу было болезненным испытанием для многих. К концу первого занятия — почти все двигались гораздо легче, а к десятому занятию, все самостоятельно ложились и вставали с пола. В процессе занятий они по многу раз лежали на полу на спине, не испытывая не только боли, но и дискомфорта, впервые за многие годы.

Результаты этих занятий далеко выходят за рамки возможного «развития» мышечной эффективности. Наши студенты получили осознание того, как можно использовать свои тела более эффективно. Они могли выполнять действия, прежде казавшиеся сложными с большей эффективностью и меньшими усилиями.  Например, вставать со стула.

Если все делать правильно, для этого не требуется силы ног. Но для этого нужно осознание взаимосвязей ног с крестцом, спиной, шеей и даже головой. И если у вас нет этой привычной взаимосвязи, то встать со стула может быть крайне сложной задачей. Чем меньше информации у нас есть о том, как устроены взаимосвязи в простом движении, тем больше усилий это движение требует.

Некоторые люди стараются не выходить на улицу без сопровождения, потому что считают, что могут потерять равновесие, упасть, не смочь встать со скамейки без посторонней помощи. Когда они научились просто вставать со стула без существенных усилий, сохраняя баланс – они были поражены. Мир открывался для них заново.

Каждому будет полезно научиться садиться и вставать максимально эффективно, но для пожилых людей это критично. По мере убывания сил и энергии, важно учиться использовать имеющиеся возможности с максимальной эффективностью. Для максимальной фокусировки на нуждах старшего поколения и терапевтов, работающих с этой категорией, разработана специальная программа для развития новых эффективных двигательных привычек старшего поколения. Я очень надеюсь, что эти революционные уроки дадут возможность нового движения и нового понимания движения для того сообщества, для которого такие навыки просто неоценимы.

Последние статьи

Про шею

Про шею

Знаете, что чаще всего начинает беспокоить первым у современного человека? Это боль в шее. Ее мне называют причиной визита очень часто и в любом возрасте.

Читать дальше

Ваша новая жизнь совсем близко, стоит только захотеть!

Если у вас остались вопросы, мы с радостью на них ответим.

Звоните:
+7 (903) 216-68-58
Пишите:
info@felden.ru