Методы Интегративного восстанавливающего движения работают с целым комплексом задач по восстановлению всего организма и, в том числе, функций опорно-двигательного, вестибулярного аппаратов, системы пищеварения, зрения и многих других. Интегративное движение представляет собой комплексную методику, включающую в качестве важнейшей составной части практику микродвижений, телесной интеграции и психологии движений.
Некоторые важные особенности выполнения упражнений в практике биодинамической интеграции:
- Выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
- Использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность
Краткий перечень комплексов упражнений с использованием микродвижений в интгративном движении:
- Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
- Упражнения для укрепления сводов стопы.
- Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).
- Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем.
- Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.).
- Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.
- Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
- Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
- Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сенсорных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
- Упражнения на развитие и использование сенсорных анализаторов.
- Упражнения для развития мелкой моторики руки.
- Специальные упражнения для зрительного тренинга:
- на улучшение функционирования мышц глаза;
- на улучшение кровообращения тканей глаза;
- на развитие аккомодационной способности глаза;
- на развитие кожно-оптического ощущения;
- на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
Этот метод направляет внимание человека на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.
Вот короткий пример упражнения:
Схема развития обычного двигательного навыка выглядит примерно так:
- Начиная с нуля, навык постепенно набирает силу, поглощая при своём развитии огромное количество внимания.
- Дойдя до какого-то удовлетворительного уровня, он начинает автоматизироваться, т. е. исчезать из поля внимания, а затем постепенно деградирует.
- Момент автоматизации оказывается ключевым. Чем менее развитым оказывается навык в момент начала автоматизации, тем быстрее, в конечном итоге, он деградирует.
- И тем больше возникает ограничений для развития тех функций, в которые он входит, как составляющее звено.
Мы наблюдаем это каждый день: человек ходит всю жизнь, и, в конечном итоге, ходит всё хуже. Это очень и очень странно, если вдуматься. Мы объясняем это износом структур, старением, не замечая очевидного. Достаточно встать где-нибудь в людном месте и посмотреть на прохожих. Красивая, легкая, пружинистая походка – большая редкость даже среди молодых людей. Это значит, что большинство из нас так и не научилось ходить как следует, в полной мере использовать свои стопы, колени, тазобедренные суставы, туловище, руки, ноги и голову. Надо ли удивляться тому, как быстро эти структуры приходят в негодность?
Почему западный спортсмен в 30 лет уже практически инвалид, а восточный мастер боевых искусств только к 60 годам достигает полного расцвета? Может, дело в разнице обучения?
Сравним любителя чая с обычным человеком. И тот, и другой пьют чай каждый божий день, но разница между ними огромная. Один делает это на автомате, почти не замечая ни цвета, ни запаха, ни вкуса, довольствуясь двумя-тремя сортами, доступными в ближайшем магазине. А другому интересен чай сам по себе, его сорта и свойства. Важен не просто цвет – оттенки цвета, его переходы и переливы; не просто вкус и запах – тончайшие нюансы вкуса и запаха. Именно интерес и внимание к деталям постепенно делают человека знатоком, экспертом, ценителем.
С движением происходит ровно то же самое. Интерес, время и внимание способствуют развитию любого навыка, в том числе и двигательного. Автоматическим становится не навык, автоматическим становится внимание. А навык из деградирующего превращается в самосовершенствующийся. Есть над чем подумать.